среда, 5 апреля 2017 г.

Армения за 3 дня: в стране Ноя, айвы и дудука

Армения - страна, которую можно объехать за один день. Страна, в которую хочется вернуться, и объехать еще раз.

День 1

Ереван.

Ереван - как называют его местные "Розовый город". Все дело в том, что он весь построен из местного камня туфа - горной породы вулканического происхождения. Она бывает разных цветов, от розового до черного. В начале XX века архитектор Александр Таманян придал столице Армении именно тот облик, в котором она сейчас.

Точная дата основания Еревана неизвестна, поэтому отсчет принято вести с 782 года до нашей эры, когда была основана крепость Эребуни — древняя столица Урартского государства.

Сейчас Ереван - современный миллионный город с широкими улицами и проспектами. Обязательно стоит прогуляться к Каскаду, там же находится и главная смотровая площадка Еревана с видом на Арарат.

Строительство Каскада началось еще при архитекторе Таманяне, и задуман он для того, чтобы соединять 2 части города: нижнюю и верхнюю. Каскад состоит из парка, ступенек и внутренней части с эскалаторами, которую местные жители используют как бесплатное средство передвижения между двумя частями города.

Безусловно, Ереван красивый город, обязательно нужно оставить целый день, чтобы по нему прогуляться.

День 2

Гарни и Гегард.

На следующий день мы решили отправиться к самой необычной достопримечательности. Храм Гарни — единственный сохранившийся на территории Армении языческий памятник, относящийся к эпохе эллинизма (I в. н. э. в Армении).

Храм Гарни

В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили только через 300 лет в 1966—1976 г. Возле храма сохранились остатки древней крепости и царского дворца, а также здания бани, сооружённой в III веке.
 Как доехать: Находится Гарни всего в 28 км от Еревана и мы отправились туда на обычной местной маршрутке (250 драм проезд), чем очень удивили местных жителей - видимо, все остальные туристы передвигаются исключительно на такси. Последний транспорт из Гарни в Ереван уходит в 19:30.
Маршрутка отходит со станции Киликия. Всего в Ереване 3 автостанции в разных частях города. До Гарни можно добраться и на такси. Цены на такси очень дешевые, в переводе на рубли выйдет около 1000 руб. туда и обратно.
Стоимость входного билета на территорию 1200 драм. Работает до 21:00, зимой до 17:00.

Из Гарни мы поехали в Гегард - пещерный монастырь. Находится он всего в 10 км от Гарни.

➤ Как доехать: Возможно только на такси из Гарни (3000 драм / около 400 руб. туда-обратно).

Монастырь Гегард

Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айриваанк, что означает «пещерный монастырь».

Первый монастырь в IX веке был разрушен арабами. Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело, к сожалению, ничего.

Эчмиазин.

Приехав обратно в Ереван часа в 4, мы решили не терять времени и отправились в Эчмиадзин - центр армянского православия. Эчмиадзинский монастырь является резиденцией Католикоса Всех Армян. Возведенный в IV-V вв. Эчмиадзинский собор считается одним из древнейших христианских соборов в мире.

Удивительно, но в одном из помещений на территории Эчмиазинского монастыря мы встретили баптистов и падрэ, который прилетел из США провести службу. Как они там оказались? Да просто армянская церковь не столь консервативна и предоставила верующим помещение.

По пути в Эчмиадзинский собор зашли в храм святой Рипсимэ, построенный в 618 году, и впервые в жизни попали на армянскую свадьбу. Очень красивая свадебная церемония, немного напоминающая итальянскую, и очень много родственников, поэтому мы постояли в сторонке:)

➤ Как доехать: Маршрутка на центральном автовокзале Киликия (250 драм), ехать всего 30 минут. Маршрутки ходят до 22 часов. Такси 2500-5000 драм.

Храм Святой Рипсимэ

После Эчмиадзинского собора случайно дошли до женского монастыря и церкви св. Гаянэ, где конечно же опять встретили большую армянскую свадьбу. Но в этот раз церемония уже заканчивалась и нам удалось попасть внутрь - очень уютный небольшой храм. Наверное, он оказался самым уютным из всех нами пройденных, со своей уникальной атмосферой.

Церковь Святой Гаянэ
Не доезжая до Эчмиазина можно заехать на руины храма Звартноц. Храм работает до 17:30, поэтому мы в него уже не успели. Вход стоит 1000 драм.

День 3

Арарат и монастырь Хор Вирап.

В последний день мы отправились в Хор Вирап и к подножию Арарата. Ну точнее к подножию слишком преувеличено: гора Арарат полностью находится на территории Турции, в 32 км от армянско-турецкой границы.

➤ Как доехать: Доехать можно на автобусе со станции Давид Сасунский, или на такси (8000-10000 драм). Автобус ходит всего 2 раза в день, и мы, конечно же, на него опоздали, поэтому поехали на такси.

Вид на Арарат. Линия, по середине фото под туманом - это уже граница с Турцией

Арарат - библейская гора, которая с 1921 года стала полностью принадлежать Турции. Именно сюда, согласно легенде, причалил ковчег Ноя после Всемирного потопа. Арарат - это истинный символ Армении. Вернуть гору обратно стало практически национальной идеей, каждый житель, с которым нам довелось поболтать об Армении, с грустью и гордостью рассказывает об Арарате, ведь с ним связано столько легенд древнейшего армянского народа.

Мы застали туман, а в ясную погоду Арарат очень величественно смотрится. Но несмотря на плохую видимость, нас гора заворожила. Может потому, что оказались под влиянием множества легенд и историй, которыми овеян Арарат? Но, если честно, как он может не впечатлить, если этот пик является вторым (после нашего Эльбруса) по высоте на всем Кавказе - 5137 м над уровнем моря.

Монастырь Хор Вирап

Монастырь Хор Вирап расположен над подземной тюрьмой. В ней, по преданию, армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение около 15 лет св. Григория Просветителя - до того, как был обращён им в христианство, примерно около 301-го года. Вся Армения была обращена в христианство в 301 году, став таким образом первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии.

Вход в подземную тюрьму, сохранившуюся до наших дней, расположен в часовне св. Григория, построенной в 1661 году. Глубина подземной тюрьмы от 3 до 6 метров. В нее можно спуститься по очень узкой лесенке.

Озеро Севан.

Поездку на оз. Севан мы сначала вообще вычеркнули из планов. Но, приехав после Хор Вирапа обратно в Ереван, решили все-таки съездить. Быстро доехали до Северной автостанции, сели на маршрутку, а времени уже было часа 4 вечера. Последняя маршрутка обратно в Ереван в 5 вечера. Мы явно не успевали, но ведь есть же такси, которое обратно довезет за 6-7 тыс. драм.

На оз. Севан есть замечательный монастырь Севанаванк. Монастырь основан в 874 году, сейчас он действующий. Нереальная атмосфера, закатное солнце и невысокие заснеженные горы вокруг Севана произвели какое-то особое впечатление. Издалека монастырь даже напоминал замок Хогвартс из Гарри Поттера.

➤ Как доехать: от Северной автостанции на маршрутке до города, затем до озера на такси за 400 драм. Последняя маршрутка обратно в Ереван в 5 вечера.

Монастырь Севанаванк

Дождавшись самого волшебного заката, нагулявшись по снегу, мы пошли на парковку, чтобы взять такси, нооо.. там, конечно же, уже никого не было. Нам повезло подсесть к абхазским туристам и доехать на их микроавтобусе обратно в город. Иначе ночевали бы на парковке:)

Замечательная Армения с ее историей, древними красотами и дружелюбным народом не может не понравиться! Осталось несколько мест, которые мы так и не успели посетить. Но ведь будет повод, чтобы вернуться в эту прекрасную страну еще раз.

Закат на озере Севан

Узнать самую дешевую цену в Ереван на майские