среда, 5 апреля 2017 г.

Армения: в стране Ноя, айвы и дудука

Почему мы решили поехать именно в Армению? Да просто потому что на ноябрьские праздники это самый удобный вариант оказался. Тем более что из Краснодара прямой рейс всего 1,5 часа. Армения - страна, которую можно объехать за один день. Страна, в которую хочется вернуться, и объехать еще раз.

Ереван.

Ереван - как называют его местные "Розовый город". Все дело в том, что он весь построен из местного камня туфа - горной породы вулканического происхождения. Она бывает разных цветов, от розового до черного. В начале XX века архитектор Александр Таманян придал столице Армении именно тот облик, в котором она сейчас.

Точная дата основания Еревана неизвестна, поэтому отсчет принято вести с 782 года до нашей эры, когда была основана крепость Эребуни — древняя столица Урартского государства.

Сейчас Ереван - современный миллионный город с широкими улицами и проспектами. Обязательно стоит прогуляться к Каскаду, там же находится и главная смотровая площадка Еревана с видом на Арарат.

Строительство Каскада началось еще при архитекторе Таманяне, и задуман для того, чтобы соединять 2 части города: нижнюю и верхнюю. Каскад состоит из парка, ступенек и внутренней части с эскалаторами, которую местные жители используют как средство передвижения между двумя частями города.

Безусловно, Ереван красивый город, обязательно нужно оставить целый день, чтобы по нему прогуляться.

Гарни и Гегард.

В первый день мы решили отправиться к самой необычной достопримечательности. Храм Гарни — единственный сохранившийся на территории Армении языческий памятник, относящийся к эпохе эллинизма (I в. н. э. в Армении).

Храм Гарни
В результате сильного землетрясения в 1679 г. храм был почти полностью разрушен, его восстановили в 1966—1976 г. Возле храма сохранились остатки древней крепости и царского дворца, а также здание бани, сооружённое в III веке. Дворцовый комплекс находился на южной, удаленной от входа, части крепости. На северной же крепостной территории размещались царское войско и обслуживающий персонал. К западу от храма, у края обрыва, помещался парадный зал. С севера к нему примыкал двухэтажный жилой корпус. Сохранившиеся на штукатурке следы розовой и красной краски напоминают о богатом убранстве жилых и парадных покоев дворца. Здание бани включало не менее пяти помещений различного назначения, из которых четыре имели по торцам апсиды. Полы украшены эллинистической мозаикой.

Как доехать: Находится Гарни всего в 28 км от Еревана и мы отправились туда на обычной местной маршрутке (250 драм проезд), чем очень удивили местных жителей - видимо, все остальные туристы передвигаются исключительно на такси.

Маршрутка отходит со станции Киликия. Всего в Ереване 3 автостанции в разных частях города. До Гарни можно добраться и на такси. Цены на такси очень дешевые, в переводе на рубли выйдет около 1000 руб. туда и обратно.

Из Гарни мы поехали в Гегард - пещерный монастырь. Находится он всего в 10 км и доехать туда возможно только на такси (3000 драм / около 400 руб. туда-обратно).

Монастырь Гегард

Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айриваанк, что означает «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель.
Первый монастырь в IX веке был разрушен арабами. Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего.

Эчмиадзин.

Приехав обратно в Ереван часа в 4, мы решили не терять времени и отправились в Эчмиадзин - центр армянского православия. Эчмиадзинский монастырь является резиденцией Католикоса Всех АрмянВозведенный в IV-V вв. Эчмиадзинский собор считается одним из древнейших христианских соборов в мире.

По пути в Эчмиадзинский собор зашли в храм святой Рипсимэ, построенный в 618 году, и впервые в жизни попали на армянскую свадьбу. Очень красивая свадебная церемония, и очень много родственников, поэтому мы немного постояли в сторонке:)

Храм святой Рипсимэ
Церковь св. Гаянэ

После Эчмиадзинского собора случайно дошли до женского монастыря и церкви св. Гаянэ, где конечно же опять встретили большую армянскую свадьбу. Но в этот раз церемония уже заканчивалась и нам удалось попасть внутрь - очень уютный небольшой храм. Наверное, он оказался самым уютным из всех нами пройденных.

Арарат и Хор Вирап.

На следующий день мы отправились в Хор Вирап и к подножию Арарата. Ну точнее к подножию слишком преувеличено: гора Арарат полностью находится на территории Турции, в 32 км от армянско-турецкой границы.

Как доехать: Доехать можно на автобусе со станции Давид Сасунский, или на такси (8000-10000 драм). Автобус ходит всего 2 раза в день, и мы, конечно же, на него опоздали, поэтому поехали на такси.

Вид на Арарат

Арарат - библейская гора, которая в 20-х годах стала полностью принадлежать Турции. Именно сюда, согласно легенде, причалил ковчег Ноя после Всемирного потопа. Арарат - это истинный символ Армении, и вот уже на протяжении 100 лет каждый армянин мечтает вернуть гору обратно.

Кстати, в Армении большую вершину Арарата называют Масис, а малую Сис. Высота Арарата - 5137 м над уровнем моря (почти как Эльбрус).

Монастырь Хор Вирап расположен над подземной тюрьмой, в которой, по преданию, армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение около 15 лет св. Григория Просветителя до того, как был обращён им в христианство, согласно традиционной дате, около 301 года. Вся Армения была обращена в христианство в 301 году, став таким образом первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии.
Вход в подземную тюрьму, сохранившуюся до наших дней, расположен в часовне св. Григория, построенной в 1661 году. Глубина подземной тюрьмы от 3 до 6 метров.

Озеро Севан.

Поездку на оз. Севан мы сначала вообще вычеркнули из планов, но, приехав после Хор Вирапа обратно в Ереван, решили все-таки съездить. Быстро доехали до Северной автостанции, сели на маршрутку, а времени уже было часа 4. Последняя маршрутка обратно в Ереван в 5 вечера. Мы явно не успевали, но ведь есть же такси, которое обратно довезет за 6-7 тыс. драм.

На оз. Севан есть замечательный монастырь Севанаванк. Монастырь основан в 874 году, сейчас он действующий. Нереальная атмосфера, закатное солнце и невысокие заснеженные горы вокруг Севана произвели какое-то особое впечатление. Издалека монастырь даже напоминал замок Хогвартс.

Как доехать: от Северной автостанции на маршрутке до города, затем до озера на такси за 400 драм.

Монастырь Севанаванк

Дождавшись самого волшебного заката, нагулявшись по снегу, мы пошли на парковку, чтобы взять такси, нооо.. там конечно же уже никого не было. Нам повезло подсесть к абхазским туристам и доехать на их микроавтобусе обратно в город.

Замечательная Армения с ее историей, древними красотами и дружелюбным народом не может не понравиться! Осталось несколько мест, которые мы так и не успели посетить. Но ведь будет повод, чтобы вернуться в эту прекрасную страну еще раз:)